ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С УЧИТЕЛЯ

27 августа в актовом зале школы №3 прошла конференция работников образования.

С приветственным словом перед работниками образования выступили глава МО г. Сорск Александр Жуков, председатель Совета депутатов Ольга Полешко, заместитель главы по социальным вопросам Ольга Нейвирт.

На пленарной части конференции выступил Виктор Егоров, начальник отдела организации деятельности по опеке и попечительству и социальной защите детей Министерства образования и науки РХ. Он рассказал о задачах системы образования Республики Хакасия на 2010-2011 учебный год.

 

 

Председатель Сорской территориальной организации Профсоюза работников образования и науки Елена Кожуховская в своем выступлении коснулась социальной защиты учителя.

О повышении квалификации работников образования в Республике Хакасия в 2010 -2011 учебном году прочла доклад Ирина Тахтобина, методист ЦОКО ХРИПК и ПРО.

Заведующая МДОУЦРР детский сад «Голубок» Лилия ФРИК познакомила коллег с современными моделями дошкольного образования в условиях детского сада, учитель русского языка и литературы МОУ Сорской СОШ №3 Лейла Нуриева - с «Основами православной культуры», а методист МОУ ДОД СЮТ г. Сорска Марина Микрулева – о поддержке талантливых детей в дополнительном образовании.

Руководитель отдела образования МО г. Сорск Татьяна Борисова выступила с докладом «Современная школа сегодня и завтра».

- 5 ноября 2008 года в своем послании к Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе, - отметила Татьяна Николаевна. - Одним из основных направлений нашей работы является введение новых образовательных стандартов. Они включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, в том числе, кадровым, финансовым, материально-техническим, а также к результатам освоения.

В этом учебном году с новыми образовательными стандартами познакомились учителя начальной школы. В процессе преподавания они приводили свои  рабочие программы по предметам в соответствие с новыми требованиями.

Впервые в стандартах уделено большое внимание необходимости целенаправленного формирования у школьников учебных действий. Овладение навыками учебной работы, несомненно, поможет учащимся снизить затраты на учебную работу.

Среди инноваций образовательного стандарта второго поколения  - внеурочная деятельность школьников, которая согласно проекту нового Базисного учебного плана становится обязательным элементом школьного образования. Её рассматривают как ступень перехода к «школе полного дня». Организаторам этой деятельности очень важно сделать все, чтобы она не создавала бы большую нагрузку для детей. Для предотвращения их переутомления внеурочные занятия (10 академических часов в неделю) должны быть насыщены двигательной активностью детей, по возможности проводиться на свежем воздухе (в форме экскурсий, походов и т.п.), соответствовать  возрастным особенностям  детей и отвечать их познавательным интересам. Хочу обратить внимание на то, что более длительное пребывание учащихся в школе влечет за собой необходимость более сложной организации их питания (обед), поскольку, как известно, перерыв между приемами пищи у школьников не должен превышать четырех часов.

Создание здоровьесберегающих условий обучения школьников не позволит в полной мере достичь желаемого результата, если обучение навыкам здорового образа жизни, эффективному жизненному стилю не станет обязательным элементом школьной программы. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни способствует распространению  вредных привычек и факторов риска, провоцирующих возникновение инфекционных и неинфекционных заболеваний. Поэтому наряду с созданием безопасных и комфортных условий обучения должна решаться очень важная и необходимая педагогическая задача - формирование у школьников умения вести здоровый образ жизни.

В каждом образовательном учреждении разработана программа «Здоровье»,  в рамках которой проводятся самые различные мероприятия. Приближается новый учебный год, а вместе с ним и необходимость утвердить учебное расписание, которое должно быть составлено с учетом не только государственных образовательных стандартов, определяющих максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, но и гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении.

Нельзя не учитывать тот факт, что учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или в объеме материала. Она зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения. То, что интересно, снижает эффект перегрузки, и, наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать этот эффект даже при небольших объемах учебного материала.

Л.Н. Толстой писал: «Для того чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Поэтому организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ребенка означает не принуждение его к занятиям, а воспитание у него познавательного интереса. Ребята, не справляющиеся с учебой, нередко перестают заниматься и находят совершенно неподходящие для детей и подростков источники удовлетворения своих интересов. Задача педагога - строить урок таким образом, чтобы он способствовал развитию способностей каждого ребенка, раскрытию его таланта.

Второе направление - система поддержки талантливых детей. Необходимо как поддерживать сформировавшиеся таланты, так и создать благоприятную образовательную среду для выявления и развития одаренности каждого ребёнка.

Поставленную в прошлом году задачу сделать олимпиадное движение массовым можно считать выполненной. В 2008-2009 учебном году в олимпиадах участвовало 56% учащихся, в 2009-2010 учебном году -100%. Но необходимо уделять внимание более качественной подготовке к олимпиадам муниципального и регионального уровней.

Одной из задач национального проекта «Образование» является развитие системы дошкольного образования, обеспечивающее равные стартовые условия прихода детей в школу.

Выполнение всех вышеназванных задач невозможно без главного действующего лица. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед образованием является сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Неслучайно 2010 год объявлен Годом учителя.

Под девизом «Творческий учитель - талантливый ученик» прошла работа круглых столов по темам: «Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования», «Речевая культура учителя и учащегося -показатель воспитательной ценности урока», «Проблемы и перспективы развития образовательной области технология. Физвоспитание, ОБЖ в общеобразовательных учреждениях», «Пути повышения качества математического образования в средней школе», «Проблемы развития инициативности учащихся на уроках естественного цикла», «Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях», «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения », «Пути решения задачи исторического образования в современной школе».

Андрей САВИНЫХ