О требованиях законодательства, вступающих в силу 1 июля 2020года, в части обязательной маркировки табака и обуви
Последние несколько лет Правительство РФ последовательно работает над выстраиванием контроля за легализацией розничной торговли товарами и их производства.
Основным методом выбрана маркировка товаров от точки их производства до контроля передвижения товаров и выхода его из оборота посредством конечной продажи. Для чего разработана специальная информационная система.
В 2018 году появился список последовательности введения обязательной маркировки – Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р. Согласно этому документу, с несколькими изменениями, определена группа товаров из 11 наименований, реализация которых без маркировки должна быть выведена из оборота, согласно графика, в период 2019-2021 годы.
С 01.07.2020 вводится запрет на оборот немаркированных обувных товаров и табачной продукции. Речь идет как о продукции, произведенной в РФ, так и завезенной импортной.
Основными документами по этим товарам являются Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 №224 по табаку и от 05.07.2019№860 по обуви.
Что это значит для предпринимателей?
- в производстве продукции: код наносится до отгрузки с территории производства
- для оптовиков – закуп, только маркированной продукции и обмен электронными документами с последующей цепочкой реализации. По импортируемой продукции – маркируется товар при ввозе до помещения под таможенные процедуры, при ввозе с территории ЕАЭС - до ввоза в РФ;
- для розницы – продажа только через фиксирование реализации маркированного товара.
Для получения кодов необходимо:
Зарегистрироваться в личном кабинете на сайте честный знак.рф
Передать сведению о товарах в информационную систему мониторинга
Получить доступ к устройствам регистрации эмиссии кодов маркировки, который предоставляет оператор системы на безвозмездной основе с 1 октября 2019 года
Заказать коды маркировки и нанести их на товар
Стоимость кода маркировки утверждена постановлением правительства РФ № 577 от 8 мая 2019 г. и составляет 50 копеек без учета НДС.
Для работы с маркировкой участникам оборота потребуется:
Усиленная квалифицированная электронная подпись (можно оформить в одном из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центрах)
2D сканер штрих-кода для считывания кода DataMatrix
Любой принтер, офисный или для печати этикеток, для печати кодов DataMatrix
Онлайн-касса для розничных продаж (возможно потребуется обновление прошивки)
Настроить обмен документами при помощи систем электронного документооборота
При работе в товароучетной программе участник оборота может провести ее интеграцию с личным кабинетом системы маркировки самостоятельно или с помощью интегратора
Каждая пара обуви и пачка сигарет будет иметь свой цифровой код DataMatrix. Этот код состоит из 123 знаков и содержит уникальную информацию о продукции. Отсканировав его с помощью специального приложения на смартфоне, потребитель узнает необходимые сведения о товаре, сможет проверить его до покупки и убедиться в качестве.
За достоверность данных отвечает производитель, импортёр и продавец розницы. Наличие цифровой маркировки на товаре свидетельствует о том, что товар произведён законно, его качество соответствует заявленному.
Те товары, которые были произведены ранее введения обязательных требований так же подлежат маркировке, которую должны провести лица, осуществляющие оптовую и розничную реализацию продукции.
Маркировку остатков обуви необходимо осуществить до 1 июля 2020 года. Для этого производителю нужно:
- Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК на официальном сайте. Для этого необходима УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись.
- Занести в систему данные по остаткам обуви и всему производимому ассортименту.
- Получить код маркировки на каждую единицу товара.
- Распечатать полученные коды на принтере, наклеить этикетки на коробку или ярлыки обуви, или саму обувь.
- Ввести в оборот маркированную обувь.
- Обновить кассовую программу: касса должна поддерживать работу с реквизитом «Код товара» и иметь сканер штрих-кодов. С 1 июля продажи обуви будут в обязательном порядке регистрироваться на кассе.
- Подключиться к ЭДО (электронному документообороту). Через эту систему нужно регистрировать новые поступления, списания и возвраты товара. Можно подавать данные в систему напрямую, без использования ЭДО.
Маркировка остатков обуви, произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 года, возможна до 1 сентября 2020 года